Короткий ответ:
В буддизме нет индивидуального «я», потому что «я» — это иллюзия. Будда учил, что «я» не является постоянной и неизменной сущностью. Скорее, это совокупность постоянно меняющихся психических и физических факторов. Это означает, что нет души или сущности, которая является ядром нашего существа. Вместо этого мы постоянно меняемся, и наше ощущение себя — иллюзия.[1]
Введение
Буддизм – это религия, которую часто неправильно понимают. Одно из самых больших заблуждений о буддизме состоит в том, что это религия, отрицающая существование личности. Однако это не могло быть дальше от истины. На самом деле буддизм учит, что индивидуального «я» не существует.
Так почему же в буддизме нет индивидуального «я»? Учения Будды о не-я основаны на Палийском каноне, который является самой ранней записью учений Будды. Учение Палийского канона об анатте (отсутствии «я») состоит в том, что не существует постоянного, неизменного «я» или души. Это учение получает дальнейшее развитие в учении традиции Махаяны о пустоте, которое учит, что все вещи пусты от самосущего существования.
Учение традиции Тхеравады о не-я подобно учению Махаяны о пустоте. Традиция Тхеравады учит, что пять совокупностей формы, чувств, восприятий, ментальных образований и сознания не являются постоянным и неизменным «я». Скорее, они непостоянны и постоянно меняются.
Учение тибетской традиции о самоотверженности также похоже на учение Махаяны о пустоте. Тибетская традиция учит, что самость пуста от собственного существования. Это означает, что самость не является постоянной, неизменной сущностью. Скорее, это постоянно меняющийся, непостоянный процесс.
Учение традиции дзэн о не-я также похоже на учение Махаяны о пустоте. Традиция дзэн учит, что самость пуста от собственного существования. Это означает, что самость не является постоянной, неизменной сущностью. Скорее, это постоянно меняющийся, непостоянный процесс.
Учение Будды о не-я.
Учение Будды о не-я основано на том факте, что я — это иллюзия. Самость не реальна, это просто идея, которая есть у нас в голове. Будда учил, что единственный способ положить конец страданию — это осознать, что «я» не существует. Как только мы осознаем, что нет никакого «я», мы сможем увидеть мир таким, какой он есть на самом деле, и мы сможем положить конец нашим страданиям.[1]
Учение Палийского канона об анатте.
В Палийском каноне Будда учит, что индивидуального «я» (анатты) не существует. Это учение основано на принципе взаимозависимого происхождения, который гласит, что все взаимозависимо и взаимосвязано. Поскольку все взаимозависимо, нет отдельного «я», существующего независимо от всего остального.
Учение Будды об анатте призвано помочь нам избавиться от нашей привязанности к идее отдельного «я». Привязанность к идее отдельного «я» является причиной страдания, поскольку ведет к ощущению разделения и изоляции. Когда мы отпускаем нашу привязанность к идее отдельного «я», мы можем испытать чувство единства со всей жизнью.[2]
Учение традиции Махаяны о пустоте.
Учение традиции Махаяны о пустоте состоит в том, что в буддизме нет индивидуального «я». Это учение основано на вере в то, что все вещи взаимосвязаны и взаимозависимы. Это означает, что все связано со всем остальным и ничто не существует независимо. Это учение важно в буддизме, потому что оно помогает объяснить, как мы можем освободиться от страданий.[1]
Учение традиции Тхеравады о не-я.
В традиции Тхеравады учение о не-я (анатте) имеет центральное значение. Будда учил, что за изменяющимися физическими и умственными явлениями, которые мы переживаем, не существует постоянного, неизменного «я» или души (атмана). Скорее то, что мы называем «я», — это просто набор постоянно меняющихся физических и ментальных элементов. Это учение имеет важное значение для нашего понимания того, кто мы есть и как мы относимся к окружающему миру.
Учение Будды о не-я бросает вызов нашему здравому смыслу в понимании самих себя как независимых, автономных существ. Мы склонны считать себя отделенными от мира и окружающих нас людей. Мы думаем о себе как о хозяине своей жизни и судьбы. Но если нет постоянного, неизменного «я», то кто или что контролирует?
Учение Будды о не-я помогает нам увидеть, что наше ощущение себя — иллюзия. Это не что-то реальное или существенное. Мы ошибочно думаем, что мы отдельные и независимые существа, но на самом деле мы взаимосвязаны со всеми другими существами и с окружающим миром.
Учение традиции тхеравады о не-я основано на собственном опыте пробуждения Будды. Будда понял, что его собственное ощущение себя было иллюзией. Он увидел, что вещи, которые он идентифицировал как свое «я» — его тело, его мысли, его эмоции — были непостоянны и постоянно менялись. Он увидел, что не существует постоянного, неизменного «я», за которое он мог бы цепляться.
Это осознание не-я освобождает. Это освобождает нас от нашей привязанности к вещам, которые мы ошибочно считаем своим «я». Это позволяет нам жить настоящим моментом, не привязываясь ни к прошлому, ни к будущему. Это помогает нам видеть мир вокруг нас более ясно, без искажения нашего собственного эгоцентричного взгляда.
Учение о не-я является неотъемлемой частью традиции Тхеравады. Это центральная часть собственного опыта пробуждения Будды и ключевое учение, которое он передал своим ученикам.[3]
Учение тибетской традиции о самоотверженности.
Учение тибетской традиции о самоотверженности состоит в том, что в буддизме нет индивидуального «я». Самость — это иллюзия, созданная умом. Эта иллюзия вызвана привязанностью к вещам этого мира. Когда мы привязаны к вещам, мы создаем ощущение себя, отделенного от других. Это ощущение себя — иллюзия.[4]
Учение дзенской традиции о не-я.
В традиции дзэн учение о не-я часто называют учением о пустоте. Доктрина пустоты — это учение о том, что все вещи пусты от собственного существования. Это означает, что все вещи лишены какой-либо постоянной, неизменной сущности. Это включает в себя себя.
Учение о пустоте часто ошибочно понимают как означающее, что вещи вообще не существуют. Но не этому учит доктрина пустоты. Вещи существуют, но они существуют не так, как мы обычно думаем.
Учение о пустоте является центральным учением буддизма, и это то, что все буддисты должны попытаться понять. Учение о не-я нелегко понять, но это важное учение, которое может помочь нам увидеть мир по-другому.[1]
Заключение
Буддизм учит, что индивидуального «я» не существует. Самость — это иллюзия. Единственный способ положить конец страданию — это осознать, что «я» не существует. Учение Будды о не-я основано на принципе зависимого происхождения, который утверждает, что все взаимозависимо и взаимосвязано. Поскольку все взаимозависимо, нет отдельного «я», существующего независимо от всего остального.
Учение традиции Махаяны о пустоте состоит в том, что в буддизме нет индивидуального «я». Это учение основано на вере в то, что все вещи взаимосвязаны и взаимозависимы. Это означает, что все связано со всем остальным и ничто не существует независимо.
Учение традиции Тхеравады о не-я состоит в том, что за изменяющимися физическими и умственными явлениями, которые мы переживаем, не существует постоянного, неизменного я или души. Скорее то, что мы называем «я», — это просто набор постоянно меняющихся физических и ментальных элементов.
Учение тибетской традиции о самоотверженности состоит в том, что в буддизме нет индивидуального «я». Самость — это иллюзия, созданная умом. Эта иллюзия вызвана привязанностью к вещам этого мира. Когда мы привязаны к вещам, мы создаем ощущение себя, отделенного от других.
Учение дзенской традиции о не-я состоит в том, что все вещи пусты от собственного существования. Это означает, что все вещи лишены какой-либо постоянной, неизменной сущности. Это включает в себя себя.